Подделка документов, печатей, штампов и бланков, их сбыт, использование поддельных документов
1. Подделка удостоверения или другого документа, который выдается или посвичуеться предприятием, учреждением, организацией, гражданином предпринимателем, частным нотариусом, аудитором или другим лицом, имеет
право выдавать или удостоверять такие документы, и который предоставляет права или освобождает от обязанностей, в целях использования его как подделывателем, так и другим лицом, либо сбыт такого документа, а также изготовление поддельных печатей, штампов или бланков предприятий, учреждений или организаций независимо от формы собственности, а так же других официальных печатей, штампов или бланков с той же целью либо их сбыт – наказываются штрафом до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом сроком до шести месяцев, или ограничением свободы насрок до трех лет.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
3. Использование заведомо подложного документа – наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.
Таким образом подделка документов, штампов, печатей или бланков с целью использовать их в дальнейшем для незаконного и безвозмездного завладения чужим имуществом путем обмана надлежит квалифицировать по совокупности преступлений – по ч. 1 ст. 358 и по ч. 1 ст. 14, ч., 2, 3 или 4 ст. 190 как приготовление к мошенничества при отягчающих обстоятельствах.
Квалификация по ст. 358 не исключается, если лицо путем подделки документа стремится реализовать свое истинное право, основанное на действующем законодательстве, поскольку и в такой ситуации происходит посягательство на установлен порядок документального удостоверения фактов, имеющих юридическое значение.
В связи с тем, что 21.02.2011 г. вступил в силу приказ МВД от 11.01.2011 г. № 5, который отменил Инструкцию о порядке выдачи разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовление печатей и штампов, как оформить уничтожения печатей и осуществить передачу всех штампов в архив головного предприятия вследствие прекращения деятельности обособленного подразделения предприятия — филиала? И какими внутренними документами это оформить?
В условиях отсутствия нормативных требований к уничтожению печатей и штампов, предприятие может сам определять, каким образом уничтожать их. Но для того, чтобы не возникало подозрений относительно умышленного уничтожения печатей из корыстных побуждений или в иных личных интересах, которые являются уголовно наказуемыми деяний, лучше, все же, проводить такое уничтожение максимально открыто, фиксируя сам процесс уничтожения.
Для этого, в первую очередь, хорошо бы создать комиссию по уничтожению печатей и штампов. Такая комиссия может быть создана приказом руководителя предприятия. Указанной комиссии следует составить протокол об уничтожении печатей и штампов, в котором сведения, сходные с теми, упоминаемые ранее в ходатайстве об уничтожении печатей и штампов, которая отправлялась в МВД.
А именно:
— Количество печатей и штампов, которые уничтожаются;
— Основание для уничтожения (в Вашем случае — прекращение деятельности обособленного подразделения);
— Лицо, ответственное за уничтожение печатей и штампов, его фамилия, имя и отчество, а также паспортные данные;
— Состав комиссии, с указанием фамилий, имен, отчеств и паспортных данных.
Также, перед тем как приступить непосредственно к уничтожению (или после уничтожения), можно отправить органам МВД почте сообщения об уничтожении печатей и штампов, с указанием информации, отраженной в протоколе и приложением оттисков печатей и штампов в двух экземплярах, которые будут уничтожены. Можно даже пригласить сотрудников МВД на процедуру уничтожения, чтобы у них не возникло сомнений в искренности Ваших намерений.
Сама же процедура физического уничтожения печатей и штампов не сложная: сначала делается отпечаток уничтожаемых печатей и штампов. Затем металлические изделия двумя перекрещивающимися линиями, резиновые, каучуковые детали — разрезанием на малые несоединимые, невозобновляемые части.
После этого рекомендуем собрать уничтожены остатки печатей и штампов в конверт. Этот конверт, а также оттиски печатей и штампов, уведомления органов МВД (если оно было), приказ о назначении комиссии следует приложить к протоколу об уничтожении печатей и штампов, подписанного членами комиссии. И весь этот пакет документов передать в архив предприятия. В таком случае, если у правоохранителей когда возникнут вопросы относительно уничтожения печатей, Вы сможете показать им, как проводилась эта процедура, и подтвердить факт правомерного уничтожения печатей и штампов.
В случае утери печатей и штампов руководитель предприятия должен немедленно уведомить об этом органы внутренних дел и принять меры для их розыска. Это же должен сделать и предприниматель. О том, что печать утеряна также следует дать объявление в газету. В таком случае при незаконном использовании Вашей печати другими лицами с Вас снимется ответственность.
Оформление заказов на изготовление печатей и штампов вместо похищенных или утерянных, происходит так же, как при заказе в первые.
Утерянную или украденную печати при заказе новой взамен старой лучше видоизменить.
О признании утратившим силу приказа МВД от 11.01.99 N 17
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 9 февраля 2011 за N 158/18896
Во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 29.12.2010 N 1216 «О внесении изменений в Положение о разрешительной системе», протокола совещания под председательством Премьер-министра Украины от 19.06.2010 N 37002/0/1-10, а также с целью приведение нормативно-правовых актов МВД, регламентирующих деятельность разрешительной системы, в соответствии с законодательством Украины
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившим силу приказ МВД от 11.01.99 N 17 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно- граверных мастерских, изготовление печатей и штампов, а также порядок выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, и утверждении Условий и правил осуществления деятельности по открытию и функционированию штемпельно-граверных мастерских, изготовление печатей и штампов «, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 28.04 .99 за N 264/3557.
2. Начальникам ГУМВД, УМВД Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, на железных дорогах, ректорам высших учебных заведений МВД организовать изучение настоящего приказа личным составом органов и подразделений внутренних дел Украины.
3. Департамент общественной безопасности (Петровский В.В.) в пятидневный срок после подписания приказа обеспечить его предоставление на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра — начальника милиции общественной безопасности генерал-майора милиции Ратушняка В. И.
5. Приказ направить по принадлежности.
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.